Детский клуб «Барабашка»
Развиваем и корректируем речь Вашего ребёнка

Логопедические упражнения для детей

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегчённых слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

1.Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха.
  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
2.Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
3.Развиваем артикуляционные мышцы:
  • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
  • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
  • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
  • «Лакаем молоко» как кошка.
4.Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
  • Как машина гудит? Би-би-би!
  • Как коровка мычит? Му-му-му!
  • Как барабанчик стучит? Та-та-та!
  • Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
  • Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
  • Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Полезными также являются музыкальные игры, стимулирующие запуск речи. В процессе дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

1.Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
  • Тук-тук-тук! (клавесы, ложки, барабан)
  • Ля-ля-ля! (металлофон)
  • Динь-динь! (колокольчик)
  • Как-кап-кап ! (треугольник)
  • Бум-бум-бум! (бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имён.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (ручки с бубенцами или султанчиками)
  • Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
  • Прятки игрушек под платочком
  • ДАЙ! (ребёнок даёт игрушку заданного цвета, формы или размера)
  • ПОКАЖИ! (педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  • Сортировка по цвету, форме или размеру (например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику жёлтые).
  • Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребёнок находит, взрослый называет.
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Доказано, что в группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия. Речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Но стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит. Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребёнок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

7.Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
  • Вкусные игры
  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щёчек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
  • Тренировка «осознанного моторного планирования»
  • Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребёнок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.
  • Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:
  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина и т.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения, совершаемые человеком, отвечает двигательная зона. Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений, настолько сложны и многообразны, что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проекция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом. Двигательная зона расположена очень близко от речевой. Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления, внимания, памяти, то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ И ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ, НУЖНО ИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ, УВЛЕКАЯ ЕГО.

Итак, чем же нужно заниматься?

  • Работа с шариками. Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребёнка. Катить шарик, чтобы он ударился о коробочку.
  • Работа с кольцами. На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
  • Работа с кубиками. Из кубиков строить башенку, поезд, стульчик, домик.
  • Работа с о складными деревянными матрёшками, пирамидками, коробками.
  • Поставить емкость и бросать в нее шарики (левой и правой рукой).
  • Берётся картонка, в которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания:
  -протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
  -протянуть нитку, пропуская одну дырочку;
  -выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
  • Легко нажимать на грушу пульверизатора (или на обычную спринцовку), направлять при этом получаемую струю на ватку, чтобы она двигалась по столу.
  • Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
  • Работа с мозаикой, с пазлами.
  • Нанизывать на леску бусинки, пуговицы. Чередовать большие и маленькие.
  • Играть на воображаемом пианино.
  • Поиграть в «Золушку». Разобрать смешанные фасоль и горох, чечевицу и горох, рис и гречку.
  • Играть с мягкой проволочкой, из нее можно сделать интересные игрушки.
  • Застёгивать пуговички, крючки, замочки.
  • Различные пальчиковые игры.
  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  • Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
  • Чистка зеркал металла, обуви.
  • Подметание пола. Нарисовать на полу квадрат. Возле него рассыпать «мусор», например, косточки, семечки, сметать мусор в центр квадрата.
  • Складывание салфеток.
  • Используя безопасную овощечистку, учить чистить овощи и фрукты.
  • Мытьё посуды щёткой, не важно настоящей или игрушечной.
  • Подвесить где-нибудь нитки, заплетать косички.
  • Налить в неглубокую миску воды и бросить в неё теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
  • Нарезать кусочки поролона и наломать пробки (чтобы были неровные края). Сложить всё в тарелочку, рядом поставить другую. Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
  • На край плотного картона нацепить прищепки (можно сделать «солнышко с лучиками» или «ёжика с иголками»). Прищепки снять и опять одеть на край.
  • Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
  • Чистить стеклянные бутылки при помощи кухонного «ёршика».
  • Нарвать вместе с ребёнком в коробку бумагу и спрятать игрушку. Найти на ощупь.
  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин или глину.
  • Рисование в воздухе.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • «Волшебный мешочек». Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки. Находить на ощупь заданную игрушку.
  • В коробку сложить мелкие орешки, спрятать в них игру игрушку, найти на ощупь.
  • Работа с бумагой. Складывать её, разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать.
  • Рисовать красками. Можно сделать густые краски. Рецепт краски: крахмал + пищевой краситель вода +мыльная стружка.
  • Работа с пластилином. Лепить колбаску, колобка бублик и т,д. Можно сделать тесто. Рецепт; смешать 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной воды. Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше подогреть.
  • Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня, пузырьки от духов и т.д. Отвинчивать и навинчивать пробки, подбирая по диаметру.
  • Рисовать пальчиками по стеклу красками. Рисовать по зеркалу, предварительно наносить пудру на него.
  • Ловить мяч двумя руками, одной рукой.
  • Ловить мяч после удара по полу.
  • Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
  • Перекатывать мяч из одной руки в другую.
  • Ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный темп.
  • Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
  • Подпрыгивать на двух ногах, затем на правой (левой) ноге.
  • Вставать, приседать под счёт.

Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя и повторяя их, заинтересовывая ребёнка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребёнка.
Контакты
+7 968 111 77 18
barabashkaclub@yandex.ru
Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 45
Как добраться общественным транспортом

*От метро Тушинская - на маршрутке №120 или автобусах №542, 542П до остановки «Чернево».

*От метро Митино - на маршрутке №1109 до остановки «Чернево».

*От станции Павшино - на автобусах № 827, 833 или маршрутках №1, 2, 825, 827 до остановки «Чернево».

*Со стороны области - на любом автобусе или маршрутке до остановки «Чернево».

ФИО
Телефон
Комментарии
Нажимая кнопку Записаться, Вы даёте своё согласие на обработку персональных данных

Детский клуб «Барабашка» 2022 © Все права защищены